Дайте ребенку шанс родиться здоровым и талантливым

ru


Школа здоровья

КИЛЛОКВАШКОЛА ЗДОРОВЬЯ

ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ - это организационно-методическая форма образования детей с бронхиальной астмой и их родителей, включающая циклы лекций и практических занятий, необходимых для повышения уровня знаний о болезни, приобретения навыков самопомощи и самоконтроля, психологической коррекции поведения больного и членов его семьи.

В основу работы Школы положен метод музыкальной психорегуляции дыхания© (метод функциональной регуляции дыхания).

Общей задачей метода является  обучение детей эффективному дыханию, саморегуляции состояния в момент приступа, улучшение нервно-психического состояния, борьба с застойными явлениями в дыхательной системе.

Метод отличается от ранее существующих методов выведением воздуха из легких с воздействием на дыхательный тракт акустических колебаний с сопротивлением выдоху и с ограничением подвижности грудной клетки дыхательным корсетом.

Метод осуществляется посредством вокально-речевых упражнений, игры на детском духовом инструменте, сопровождаемых адаптивным дыхательным и двигательным тренингом. Он позволяет избирательно воздействовать на различные зоны бронхиального дерева с контролируемой величиной воздействующего фактора, в том числе и с контролируемой частотой и уровнем звуковых колебаний.

Метод также представляет собой набор процедур, которые проходят на положительном эмоциональном фоне, создаваемом музыкой, и поэтому не ассоциируются у ребенка с медицинскими, что позволяет избежать у него негативных реакций на медицинское учреждение.

Это позволяет сформировать у ребенка мотивацию к скорейшему выздоровлению,  достичь длительной и стойкой ремиссии.

В качестве интегративного эффекта, возникающего в организме ребенка в результате применения метода является улучшение функции внешнего дыхания, повышение иммунитета и оптимизация психологического статуса.

На одну из основных технологий метода получен патент «Способ лечения хронических бронхолегочных заболеваний»  (Патент РФ, № 2082372, от 27.06.97).

В целях социализации оздоровительной деятельности детей с бронхиальной астмой на основе метода разработана программа Международной школы здоровья, названная «Юные учителя здоровья».  Программа направлена на формирование у детей и подростков социальной мотивации  здоровья; воспитание здоровой личности в рамках коллективной оздоровительной деятельности. Программа предполагает проведение семинаров, на которых дети получали "профессии" - юный психолог, юный массажист, юный инструктор лечебной физкультуры (дыхательная гимнастика), юный медик, юный эколог. По окончании подготовки по программе дети получают "сертификат" юного специалиста,   позволяющий им работать в  этом качестве в   летнем  детском лагере.

Программа начала работать 3 января 1988. На ее основе была создана Российско – американская организация "Юные учителя здоровья". Основателями организации и программы были педиатры М. Л. Лазарев (Москва, Россия), К, Гесс (Биллингхем, США) и педагог Д. Сифилд (Вашингтон, США).

САН-ХОЗЕПервым шагом на пути реализа­ции программы " ЮУЗ" была помощь детям больным астмой обеих стран в установлении контактов по переписке или лично. В рамках программы были организованы астма-лагеря (Артек, 1989; Киллоква (США)- 1990, Артек – 1991, 1992, Сан-Хозе, Калифорния – 1996).

В программе используются как методические материалы, разработанные М. Л. Лазаревым, так и американские учебные материалы, разра­ботанные Американской Легочной Ассоци­ацией и Национальным Институтом Здоровья, так и российские,

В настоящее время программа развивается и расширяется, в частности через компьютерные интернет-технологии.

1. Опыт работы международной организации “Юные учителя здоровья”. Материалы Международного Конгресса “Вопросы валеологии”.Санкт-Петербург,1996г.

2. Здоровый образ жизни. Серия из 13 двуязычных (русско-английских) буклетов, написанных российскими и американскими школьниками в рамках Гранта Госдепартамента  США “Школы здоровья-школы побратимы”. Коллегия школ округа Дейд Каунти,Флорида,1997г.

3. Использование метода музыкальной психорегуляции дыхания в процессе коррекции развития дыхательной функции легких у детей IX научно-практ. конф. по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физич. культура и спорт в изменяющемся мире»: Матер.  Коломна, 1999, с.11 Гурова О.А., Лазарев М.Л., Долина Г.И.

4. Дополнительные методы контроля за состоянием бронхиальной проходимости у детей, страдающих бронхиальной астмой Материалы IX съезда педиатров России: Детское здравоохранение: стратегия развития. М., 2001, с.337-338 Лазарев М.Л., Алексеева О.В., Гурова О.А.

5. Комплексное морфофункциональное исследование детей с бронхиальной астмой II Всероссийский симпозиум «Морфологические и экологические проблемы пульмонологии». Журн. «Морфология», 2001. Т. 120, № 4, с. 69 Гурова О.А., Лазарев М.Л., Алексеева О.В.

 6. Система развивающей терапии детей, страдающих астмой. Методическое руководство для врачей, педагогов, родителей. М., 1993 г., 291 стр.